ЧТО ТАКОЕ «ХАБАРОВСК»?
Илья Крамник, научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН, автор канала @kramnikcat
1 ноября в Северодвинске спустили на воду «Хабаровск» — первую лодку проекта 09851. Главное предназначение этого типа субмарин — служить носителями специальных подводных аппаратов «Посейдон». Ранее, напомним, в состав флота был принят К-329 «Белгород» — тоже носитель «Посейдонов», но, в отличие от «Хабаровска», созданный на основе ракетоносца проекта 949А, постройка которого была прекращена в 2000-е годы.
Спуск на воду атомной подлодки — событие в принципе нерядовое, учитывая нынешние темпы их постройки, но «Хабаровск» заслуживает отдельного внимания. С ним «Посейдон» должен стать постоянно действующей системой вооружения: из двух лодок как минимум одна может быть если не в море, то в готовности к выходу в море. В конце октября 2025 года Владимир Путин сообщил о недавних испытаниях «Посейдона», включавших в том числе и запуск его ядерной энергетической установки. Напомним, это оружие представляет собой безэкипажный подводный аппарат с ядерным боеприпасом большой мощности (от 2 мегатонн, по данным различных источников), а ядерная энергетическая установка обеспечивает ему высокую скорость хода и практически неограниченную дальность плавания. В теории его можно было бы запускать непосредственно от собственных берегов, но подлодка-носитель предполагает как несение боевой службы в удобных районах в мирное время, так и рассредоточение в период угроз — и снижает риски, связанные с пуском беспилотника на ядерном движке в своих водах. Предположительно, «Белгород» несёт шесть таких аппаратов, а изначально предназначенный для них «Хабаровск», возможно, и больше.
В этой связи не случайно, что предполагаемым местом базирования новых лодок должна стать Камчатка: скрытно выйти в океан из Вилючинска сейчас существенно проще, чем с баз подлодок на Севере, находящихся слишком близко к норвежской границе.
Смысл и задачи «Посейдона» неоднократно объясняли: фактически это средство поражения военно-морских баз, в первую очередь — баз подводных ракетоносцев противника. В качестве оружия ответного удара он может использоваться и против крупных прибрежных городов, кроме того, предполагается возможность его применения против соединений надводных кораблей, в первую очередь — авианосных ударных групп ВМС США.
Считать, что возможности платформы на этом исчерпаны, было бы опрометчиво. Аппараты такого рода могут использоваться и в иных вариантах, без ядерного оснащения. Например, для разведки, включая обнаружение подлодок противника, или для минных постановок. И с учётом того, что для российских субмарин разрабатывают и другие подводные беспилотники, «Посейдон» становится фактически вершиной разветвлённой системы морских дронов. Остаётся пожелать этой системе достаточного числа как специальных субмарин-носителей, так и многоцелевых лодок и надводных кораблей, призванных обеспечить их выход на боевые позиции.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.









































