Неожиданный иск: продажа старой кассеты обернулась миллионами
Как можно превратить продажу старой аудиокассеты в судебный процесс на сумму более 600 тысяч рублей? Этот удивительный случай прошел через все уровни судебной системы и стал настоящим прецедентом.
Суть дела
Гражданин Б. занимался торговлей винтажными предметами, включая вещи из советского времени и нулевых. Объявления о продаже размещались на различных интернет-площадках, и дело шло неплохо. Однажды Б. наткнулся на кассету 2003 года Рома Жуков Коллекция лучших хитов, которую удачно продал на маркетплейсе за 784 рубля.
Увы, вскоре стало известно, что этот отпуск кассеты стал настоящей ловушкой: он являлся контрольной закупкой представителя правообладателя, Романа Жукова. Право требования последствий за нарушение авторских прав было передано Московскому авторскому клубу, который и подал иск к Б. на сумму 600 тысяч рублей по 40 тысяч за каждую из 15 песен, вошедших в сборник.
Решение судов
Гражданин Б. подал возражение против иска, утверждая, что кассета многократно перепродавалась, и он сам купил ее у другого человека. По его словам, срок исковой давности истек, ведь кассета была выпущена в 2003 году.
Однако суд не принял эти доводы во внимание. Б. не смог доказать наличие законных прав на продажу кассеты, так как отсутствовали документы, подтверждающие ее официальное приобретение с правом на дальнейшую перепродажу. Суд также отметил, что срок исковой давности считается с момента незаконной продажи, а не с даты выпуска кассеты.
В итоге Московский авторский клуб был признан правым, хотя сумма иска была значительно снижена до 150 тысяч рублей. Суд учел, что только одно нарушение и низкая стоимость кассеты должны отразиться на размере компенсации.
В конечном итоге с Б. взыскали 75 тысяч рублей и 4 тысячи рублей судебных расходов. Тем не менее в апелляции решение было отменено, так как нельзя привлекать к ответственности человека, который сам приобрел кассету у другого лица без прав на ее продажу. Однако позже Суды по интеллектуальным правам вновь вернули дело к исходному решению, обязав Б. выплатить 75 тысяч рублей (Постановление Суда по интеллектуальным правам по делу N А32-47433/2024).