«Верните наши деньги!»: как туристы выигрывают суды у туроператоров
Верните наши деньги!: как туристы выигрывают суды у туроператоров
#ВечернееЧтнение
Адвокат из Архангельска Евгений Митин поделился случаями из своей практики, в которых туристам пришлось отстаивать свои права в суде из-за недобросовестных действий туроператоров. Эти истории наглядно показывают, как важно знать свои права и уметь их защищать.
А если заболеешь?
Семья из четырех человек приобрела тур в Турцию с вылетом 13 августа из Архангельска. Они внесли аванс, но 4 августа, ещё до окончательного расчёта, жена была госпитализирована и находилась на лечении до 17 августа. В тот же день муж обратился к турагенту с заявлением об отказе от тура и возврате аванса.
Письменного ответа не последовало. Лишь 1 октября претензия была направлена напрямую туроператору, который вернул только 12% стоимости тура. Семья обратилась в суд, который взыскал: остаток аванса, компенсацию морального вреда (2000 руб.), штраф в размере 50% от присуждённых сумм. Решение суда осталось в силе даже после апелляции и кассации.
Туроператор обязан вернуть деньги даже в случае болезни туриста, если отказ оформлен своевременно, говорит Евгений Митин. Но в случае болезни туриста туроператор может удержать ФПР (фактически понесенные расходы), так как вины туроператора в срыве тура нет. В данном деле суд взыскал всю сумму, поскольку туроператор не доказал, что их понёс. Если бы доказал суд взыскал бы за их вычетом.
Задержали рейс, что делать?
Мама с совершеннолетней дочерью купили тур в Египет с вылетом из Москвы 18 февраля. Для перелёта в столицу они самостоятельно приобрели билеты из Архангельска на 17 февраля. Однако в день вылета из Архангельска авиакомпания уведомила их о переносе рейса из-за погодных условий.
Когда туристки прибыли в аэропорт, вылет снова задержали, и стало ясно, что на московский рейс они не успевают. Они сразу же сообщили турагенту об отказе от тура через SMS, а на следующий день подали письменное заявление. Туроператор вернул лишь 1% стоимости тура. Суд взыскал: полную стоимость поездки, 50% штраф от этой суммы. Решение не обжаловалось.
По словам адвоката, если тур сорвался по вине сторонней авиакомпании (форс-мажор), турист всё равно имеет право на полный возврат средств. За вычетом ФПР, каковые в этом деле подтверждены туроператором тоже не были.
Читать дальше https://m.region29.ru/2025/07/11/6870d720e859dcebae0aa659.html