В последние годы наблюдается явная тенденция к увеличению случаев, когда автомобилисты выигрывают судебные дела против страховых компаний, требуя выплату полной стоимости ремонта, даже если она превышает установленный лимит в 400 тысяч рублей. Как же это стало возможным?
Российский рынок ОСАГО: новые реалии
Страховые компании всё чаще пытаются минимизировать свои расходы, предлагая клиентам выплаты, которые зачастую идут вразрез с реальной стоимостью восстановительного ремонта. Пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях, вместо того чтобы принимать заниженную сумму, всё больше обращаются в суды для защиты своих интересов. Это приводит к формированию положительной судебной практики, позволяющей автовладельцам требовать справедливую компенсацию, пишет Дзен-канал "НОРМАТИВНЫЙ | Юридические нюансы ".
Застрявшие в расчетах: реальный случай
Недавно произошел интересный случай, когда гражданин, ставший жертвой ДТП, обратился за компенсацией к страховой компании виновника. Компания оценила повреждения его автомобиля в 257 000 рублей, но после применения коэффициента износа сумма была снижена до 215 000 рублей. Следует отметить, что предложенная сумма была явно недостаточной для полноценного восстановления машины.
Поняв, что полученные деньги не покроют реальные расходы, пострадавший решил обратиться в судебные инстанции. Суд назначил независимую экспертизу, которая показала, что реальная стоимость ремонта достигала 623 000 рублей, а с учётом износа — 322 000 рублей.
Судебные разбирательства и их последствия
Первая инстанция удовлетворила иск частично, обязав страховую компанию выплатить 184 000 рублей (учитывая уже выплаченную сумму в 215 000 рублей), а также добавить к этому убытки в размере 223 000 рублей, неустойку и проценты, установленные по закону об ОСАГО. Однако апелляционный суд отменил это решение, сославшись на законодательное ограничение ответственности страховщика в 400 000 рублей.
Тем не менее, кассационный суд вернул дело обратно к первоначальному решению, указав, что если страховая не организовала ремонт, предлагая вместо этого лишь денежную компенсацию, потерпевший вправе требовать возмещения убытков по рыночной стоимости. Ситуация иллюстрирует, что в таких делах ограничение в 400 000 рублей не всегда применимо, что открывает новые возможности для автовладельцев получать справедливую компенсацию.