Представьте, вы мчитесь по местным улицам, соблюдая все правила — не превышая скорость и следуя разметке. И тут, как гром среди ясного неба, появляется глубокая яма, в которую угождает ваше колесо. Удары, скрежет металла, и ваше авто выбрасывает на обочину, где оно врезается в дерево. На следующей неделе приходит штраф от ГИБДД за выезд на обочину. Несправедливо? Определенно так!
Такое происшествие произошло с одной автолюбительницей, которая дошла до Верховного суда России, чтобы оспорить свой штраф. Спорный момент заключался в том, действительно ли водитель должен отвечать за нарушение ПДД, если это произошло из-за ужасного состояния дороги.
Прецедент из практики: яма и женская удача
Итак, эта история — не выдумка. Женщина, управляя автомобилем, попала в выбоину размером 93 на 87 на 6 см. После удара ее машину занесло, и она вылетела на обочину, где произошло столкновение с деревом. В результате повреждений автомобиля, ГИБДД составило протокол, обвиняя женщину в нарушении правил передвижения по обочине.
На первый взгляд, виноват был именно яма. Однако районные суды трижды отклонили ее жалобу, ссылаясь на то, что она «не выбрала безопасную скорость» — имела ли она возможность предвидеть яму? Наконец, Верховный суд встал на ее сторону, указав на важный принцип права — презумпцию невиновности.
Что говорит закон?
Презумпция невиновности, прописанная в статье 1.5 КоАП РФ, говорит, что лицо считается невиновным, пока не будет доказана его вина. Экстравагантно, но в некоторых случаях эта презумпция не распространяется, как, например, на нарушения, зафиксированные камерами. В данном случае штраф выдал инспектор ГИБДД, что сделало это исключение неприменимым.
Кто отвечает за состояние дорог?
Ответственность за содержание дорожного полотна лежит на дорожных службах, которые отвечают за выполнение работ по содержанию. В случае некачественной дороги виновные могут быть наказаны по статье 12.34 КоАП РФ, включая штрафы для должностных и юридических лиц.
Главное, что подчеркнул Верховный суд, — это бремя доказательства вины лежит на органах власти. Если дорожные службы не обеспечили безопасность и целостность дорожного покрытия, то именно они несут ответственность за инцидент, а не водитель, ставший жертвой этого недостатка.