На недавнем Петербургском международном экономическом форуме была поднята тема, способная удивить даже самых искушённых экспертов в области технологий. Бывший руководитель «Яндекса», Тигран Худавердян, поделился курьезным фактом: беспилотные такси в Сан-Франциско во многом стали «дешевыми мобильными отелями». Неожиданно для разработчиков, отсутствие водителя открыло новые горизонты для интимной жизни пассажиров.
Новая реальность мобильности
Этот феномен, названный «такси-мотелем», возник не случайно. Средняя цена поездки на беспилотном такси составляет всего $15-25 за полчаса, тогда как стоимость почасовой аренды отелей в городе колеблется от $80 до $120. То есть, такси стало значительно более доступным вариантом для краткосрочного уединения.
Худавердян отметил, что это является интересным «фанфактом», но затрагивает серьезные проблемы масштабирования технологии. Разработчики автономных транспортных средств делали акцент на технических решениях, таких как лидары и алгоритмы машинного обучения, не учитывая социальные последствия, которые могут возникнуть в результате отсутствия человеческого контроля.
Поведение пассажиров в новой среде
Представьте: заказывая беспилотное такси через приложение, пассажир оказывается в машине без водителя. Хотя в автомобиле присутствуют камеры для обеспечения безопасности, они не предназначены для глубокой слежки за действиями пассажиров. Алгоритмы понимают только, что пассажир сел в автомобиль, но не анализируют его поступки.
Опросы показывают, что около 23% пользователей беспилотных такси в Калифорнии используют поездку не только для перемещения. Это неудивительно, ведь никто не будет указывать на неподобающее поведение, и не последует жалоб в службу поддержки.
Реакция компаний на неожиданные сценарии
Разработчики, такие как Waymo и Cruise, оказались в сложной ситуации: они не могут ограничивать личные дела пассажиров без угрозы нарушения его приватности, но репутационные риски, возникающие из-за подобных «особых гостей», очевидны. В ответ на вызовы времени компании внедряют новые технологии — дополнительные камеры с искусственным интеллектом для анализа поведения и системы предупреждения о неподобающем использовании.
Но каждый новый шаг по обеспечению контроля может оттолкнуть обычных пользователей, стремящихся к приватности и комфорту. В итоге мы видим замкнутый круг, в котором стремление ограничить нецелевое использование транспорта рискует вызвать отторжение у потенциальных клиентов.