Цифровая трансформация стремительно меняет наш взгляд на владение. Сегодня многие люди пересматривают свои цифровые активы: игры, фильмы и подписки. Однако, в процессе этого анализа часто возникает вопрос: «Что из этого я действительно могу продать?»
Ответ: Ничего. Даже если купленная игра или фильм были пройдены и просмотрены, их нельзя передать другому человеку, подарить или унаследовать. В случае, если платформа решит отозвать лицензию или обанкротится, все эти "покупки" могут исчезнуть как дым.
Краткий взгляд на экономику доступа
Мы стали свидетелями значительного перехода от экономики владения к экономике доступа. Это звучит удобно, но на самом деле это масштабный, тихий и незаметный перенос богатств от потребителей к корпорациям. От пользователей осталась лишь возможность платить, без права на реальное владение.
Проблема с активами и арендой
Ранее покупая книгу или музыку, человек получал актив, который можно было перепродать или обменять. Сегодня, оформляя подписку или приобретая цифровую копию, люди платят за услугу доступа. Это бесконечная аренда, которая не даёт ничего взамен в момент окончания платежа.
- Старая модель (Владение): Купить кассету. Цена: 200 (один раз). Срок владения: бессрочно.
- Новая модель (Доступ): Подписка на музыку. Цена: 55 в месяц. За 5 лет: 3300.
Это значит, что вы платите в 10 раз больше, но при остановке платежей у вас не останется ничего. Корпорации создали поток дохода, который становится финансовым обязательством для пользователей.
Психологическая ловушка
Почему же пользователи по-прежнему выбирают такие предложения? Удобство и иллюзия свободы играют ключевую роль. К тому же, часто психологически комфортнее заплатить маленькую сумму в месяц, чем вносить большую сумму сразу. Так формируется лояльность на поводке: пользователи не могут легко перейти на другую платформу.
- Проблемы с переносом плейлистов между Spotify и Apple Music.
- Невозможность перевести заметки между экосистемами без потерь.
- Отсутствие возможности переноса игр между консолями.
Это обращает пользователей в цифровых рабов экосистем. Они остаются в рамках одной из них, так как уходя, теряют время и данные.































