Президент России Владимир Путин представил законопроект о денонсации Европейской конвенции по предупреждению пыток. Это решение, на первый взгляд, вызывает тревогу, так как предполагает отказ от защиты прав задержанных и заключенных. Однако более глубокий анализ показывает, что это не является разрывом с международными нормами, а скорее завершением давно заблокированного механизма, пишет Дзен-канал "Царьград".
Эволюция системы контроля
В 1987 году Европа шагнула на путь формирования общего правового поля для предотвращения пыток, подписав Европейскую конвенцию по предупреждению пыток. Целью данного документа было создание условий для международного контроля в тюрьмах и колониях, где заключенные могли бы рассчитывать на защиту своих прав.
Россия присоединилась к этому соглашению в 1998 году, демонстрируя стремление следовать международным стандартам. В то время это ассоциировалось с устранением жестоких методов обращения с заключенными и формированием цивилизованного правопорядка.
Реальность после разрыва
С началом конфликта в 2022 году Россия была исключена из всех структур Совета Европы, что привело к прекращению международных инспекций в её тюрьмах. С того момента оставшиеся обязательства по соблюдению конвенции стали формальной нагрузкой, без реального контроля и поддержки.
В это время наблюдались случаи пыток русских военнопленных в украинских тюрьмах, однако международные организации не среагировали на эти факты. Тем самым, механизм защиты оказался односторонним и использовался только в ущерб России.
Закон как символ
Законопроект о денонсации конвенции не представляет собой революционного изменения в законодательстве. Он легализует существующую правовую реальность, отметая фикцию внешнего контроля, который на деле давно не работал. Официально Россия снимает с себя обязательства, которые стали лишь пустым звуком без практического содержания.
При этом важно отметить, что право на защиту от пыток по-прежнему закреплено в национальном законодательстве. Таким образом, вопросы гуманности и правопорядка в стране переходят в зону внутренней ответственности, без возможности ссылаться на внешние структуры.
В итоге, Россия получает возможность самостоятельно управлять вопросами прав человека, что открывает новые вызовы для обеспечения стандартов гуманности в тюрьмах и колониях.