С 10 ноября 2025 года в сила вступили новые правила Минфина, которые предполагают передачу информации о гражданах из кредитных бюро в Комитет государственных доходов (КГД). Это значит, что теперь будут собираться данные о долгах перед микрофинансовыми учреждениями, коллекторскими компаниями, а также о поступлениях на банковские счета. Главная цель - изучить баланс доходов и расходов граждан, чтобы выявить возможные несоответствия.
Что нового?
Согласно новому приказу, порядок и сроки обмена данными между КГД и кредитными бюро стали более четкими и упорядоченными. Информация теперь будет передаваться через систему Smart Data Finance, что позволит налоговым органам детально анализировать расходы на приобретение активов, таких как недвижимость и транспортные средства, и сравнивать эти суммы с задекларированными доходами.
«Новые правила необходимы для всестороннего анализа, позволяя сопоставлять данные о доходах и расходах, чтобы исключить возможные расхождения», — отмечает Шынар Жумабай, руководитель управления Департамента госдоходов по Костанайской области.
Как это будет работать?
Если в результате анализа данных окажется, что расходы гражданина превышают его официальные доходы, то ему будет направлено уведомление с просьбой представить разъяснения по источникам средств. К примеру, если человек приобрел квартиру за 10 миллионов тенге, из которых 8 миллионов составляют кредит, а 2 миллиона — накопления, такие данные должны будут подтверждаться. Банки передают информацию о сделках, и эта информация будет проанализирована.
Кого коснется изменение?
Эти новые нормы касаются физлиц, которые:
- обязаны подавать однократную декларацию об активах и обязательствах,
- ежегодно декларируют свои доходы и имущество.
В число таких граждан входят госслужащие, руководители и учредители компаний, индивидуальные предприниматели и их супруги, а также лица с крупным имуществом и значительными годовыми доходами.
Минфин и КГД подчеркивают, что автоматизированный обмен данными повысит качество налогового администрирования, а также поможет снизить риски скрытия доходов. Это сделает процесс сопоставления реальных расходов с официальными доходами более прозрачным.































