Недавнее заседание Госдумы ознаменовалось одобрением законопроекта, касающегося изменений в правила предоставления налоговых льгот для резидентов преференциальных режимов. Эти меры направлены на ужесточение контроля и уменьшение объема доступных преференций, однако вместе с тем предполагают некоторые послабления для новых участников.
Суть предложенных изменений
В первую очередь, речь идет о регламентации объемов налоговых льгот, которые теперь будут зависеть от фактических капитальных вложений и инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). А также вводится требование к резидентам соблюдать определенные условия, чтобы сохранить свои права на льготы.
- Резиденты должны избегать административной ответственности, связанной с непредставлением бухгалтерской отчетности. Это правило может быть применено к тем, кто систематически не исполняет свои обязательства, что составляет около 10% присутствующих в проекте.
- Кроме того, уточняется обязательность выполнения согласованных объемов вложений и создания рабочих мест для новых участников префрежимного рынка.
Беспокойство и ожидания депутатов
Несмотря на реальные попытки государства поддержать инвестиционную активность, некоторые депутаты выразили настороженность. Они обеспокоены возможными последствиями введения ограничений на фоне сокращения инвестиционного спроса в стране. В частности, это относится к резидентам туристических программ и ИТ-стартапам, столкнувшимся с трудностями в привлечении средств для реализации своих проектов.
Замглавы Министерства финансов России Алексей Сазанов в ответ на критику отметил, что новые правила нацелены на повышение инвестиционной привлекательности и реализацию льгот в реальную экономику. Ко второму чтению законопроекта планируется рассмотреть возможность продления срока применения ограничений для новых резидентов с двух до трех лет.
Обсуждение и возможные поправки
Счетная палата выступила с инициативой пересмотра условий применения ограничений, подтверждая, что нынешний подход может не учитывать реальное положение дел у резидентов. Кроме того, обсуждается возможность расширения перечня затрат, которые можно учитывать при определении размеров льгот, включая инвестиции на этапе до подписания соглашения о деятельности в префрежиме.
Думский комитет по бюджету и налогам также обратил внимание на недостаточную четкость в праве регионов устанавливать свои параметры относительно льгот и вложений, что несет риски как для инвесторов, так и для государства. Необходимость выработки сбалансированного подхода к этой реформе продолжает оставаться актуальной.































